© 2024 Сертификат+

ЭКО, БИО, Органик на упаковке – это только маркетинг?

Многие производители товаров, которые мы видим в магазине, часто используют такие слова как “эко”, “био”, “органический” и так далее. Делается это для увеличения стоимости продукции, спроса и “отстройки” от конкурентов.
Но стоят ли за этими обозначениями строгие нормы, которые обязан соблюдать производитель? Давайте разбираться по порядку, с “эко”. Во многих статьях утверждается:

  • “эко” указывает на то, что товар не наносит вред окружающей среде в процессе производства, транспортировки, хранения, использования или утилизации. Таким образом, при покупке эко-продукции вы выбираете товар, который безопасен для природы, но необязательно полезен для вас.

На самом деле даже это не так. Существуют маркировки, которые регламентируются рядом ГОСТов. Например, при добровольной сертификации по стандарту “Листок жизни“ (в рамках ГОСТ/ISO 14024), производитель получит право разместить на упаковке своего продукта данный знак:
Такой знак действительно будет означать прохождение производителем независимой сертификации. Писать же слово ”эко” на упаковке совместно с любыми знаками, которые дизайнер придумает для ассоциации продукта с “зеленой” тематикой, можно невозбранно.
Имя им легион
Далее рассмотрим слово “био”. Часто статьи в интернете ссылаются на ГОСТ Р 52738-2007 "Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения". И утверждают:

  •  маркировка "био" допустима только на продуктах переработки молока, обогащенных пробиотиками и/или пребиотиками. Таким образом, только молочные продукты, содержащие полезные микроорганизмы или специальные вещества, стимулирующие собственную микрофлору, могут быть отмечены как "био".

Действительно в этом ГОСТе встречается термин биопродукт. Определение такое -  продукт переработки молока, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов и обогащенный путем добавления в процессе сквашивания и/или после него живых пробиотиков в монокультурах или ассоциациях и/или пребиотиков.

Но написать слово “био”  на упаковке чая, шоколада или масла ничто не запрещает. Все продукты с такой маркировкой являются всего лишь результатом маркетинга!
Более того, процветает бизнес по навязыванию “био-сертификатов” производителям. Если интересно прочитать об этом подробнее - ссылка на статью об этом.

При такой вседозволенности в других терминах, производители имеют право использовать надпись "органический" на своей продукции только при наличии соответствующего сертификата! Органическая продукция в России защищена законом "Об органической продукции", который вступил в силу с начала 2020 года. Сертификат выдается после проверки специальными органами, аккредитованными Росаккредитацией, и подтверждает соблюдение национальных и международных стандартов производства органической продукции. Товар должен числиться в реестре Минсельхоза (найти товар можно по названию или номеру, указанному под знаком или в маркировке). Знак "органик" гарантирует безопасность продукта для потребителя.
При таком подходе к регулированию органической продукции и продукции, мимикрирующей под неё исследования показывают:

  • около 40% продаж органических продуктов в России не имеют подтверждения своего статуса улучшенного качества;
  • в 2022 году российский рынок органических продуктов составил 27,6 млрд рублей, из которых только 16 млрд рублей пришлось на сертифицированную продукцию.

Но такому порядку осталось существовать до 1 сентября 2024 года. Пока писалась статья, Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 19 июля 2023 года закон, позволяющий использовать только в маркировке и рекламе органических продуктов обозначения "эко", "био". Кроме этих терминов, допускаются и всевозможные образования от них, например, «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый» и тому подобное. При этом в документе предусмотрены переходные положения, допускающие обращение до истечения срока годности продукции, выпущенной до дня вступления закона в силу, при производстве которой не соблюдались установленные требования.

Подведем итог. Кажется борьба с ветряными мельницами экопродуктов скоро закончится. Конечно, есть много нюансов, которые могут потребовать доработки закона. Например, что делать с зарегистрированными торговыми знаками включающие слова “эко”, “био”? Найдутся и те кто попытаются обмануть систему. Будем следить за данной темой.

Если вы производитель органической продукции и хотите получить органический сертификат на неё, обращайтесь за помощью и бесплатными консультациями к нам.

Поделиться в социальных сетях:
Другие новости