Нажимая "ок", вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности
ок
© 2024 Сертификат+
Отсутствие различительной способности

Что особенно неприятно, такой отказ – это отказ по абсолютным причинам. А это значит, что Роспатент не предлагает вам что-либо исправить, а просто запрещает регистрировать знак, так как он противоречит требованиям из первого пункта статьи 1483 Гражданского кодекса.

Если вы столкнулись с такой проблемой, можете просто обратиться к нам, и мы подскажем, что делать. Тем, кто хочет самостоятельно разобраться в вопросе, мы расскажем, что такое различительная способность и можно ли доказать её наличие, если Роспатент уже вынес отрицательное решение.

Отказ в регистрации товарного знака: отсутствие различительной способности

Одна из самых распространённых причин отказа в регистрации товарного знака – это его описательный характер и отсутствие у него различительной способности. Суть претензий в данном случае сводится к тому, что регистрируемый ТЗ нельзя отличить от обычных слов или изображений, которые являются общеупотребимыми.

Различительная способность: разбираемся в сути вопроса

Различительная способность – это то, что выделяет ваш знак на фоне прочих знаков и на фоне общеупотребимых и общеизвестных слов, словосочетаний и изображений.


В связи с этим нас будут интересовать два документа:

  1. Статья 1483 ГК. Она посвящена причинам отказа в регистрации товарного знака. В первую очередь нам здесь интересны первые два пункта.
  2. Руководство по экспертизе товарных знаков в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. В нём подробно, с примерами из практики, разобраны спорные ситуации, в том числе связанные с описательным характером ТЗ и отсутствием различительной способности. В Руководстве нам интересен в первую очередь второй раздел.

Описательными, не имеющими различительной способности и, как следствие, неохраноспособными, могут быть признаны знаки, в которых используются только:

  1. Общепринятые термины, обозначения товаров, видов и сортов товаров. Например, не получится зарегистрировать ТЗ «Хлеб».
  2. Обозначения свойств товаров. Это может быть место производства («Московский хлеб»), описание качеств («Натуральный хлеб», «Белый хлеб», «Вкусный хлеб»), вес («Хлеб 1 кг») и т. д.
  3. Названия, ставшие со временем общеупотребительными для обозначения какого-либо товара. Типичные примеры – магнитофон, вазелин и т. д.

Но это не значит, что применять всё перечисленное выше в товарных знаках точно нельзя. В пункте 1.1. статьи 1483 ГК отмечаются два случая, когда использование таких обозначений допускается:

  1. Если они приобрели различительную способность в процессе их применения.
  2. Если комбинация этих обозначений создаёт новую различительную способность.
В идеале разобраться в ситуации должен сам Роспатент. На практике же заявителям приходится самим доказывать наличие различительной способности в ходе разбирательств.

Подача возражения в Палату по патентным спорам

Первая инстанция, в которую нужно обратиться в случае отказа из-за отсутствия различительной способности товарного знака, – это Палата по патентным спорам. На подачу возражения у вас будет три месяца. За это время необходимо собрать доказательную базу, чтобы убедить экспертов, что Роспатент ошибся и у вашего ТЗ есть различительная способность.


Двигаться можно по одному из следующих направлений:

  1. Доказать, что речь идёт о приобретённой различительной способности товарного знака.
  2. Доказать, что эксперты ошиблись и товарный знак имел различительную способность изначально, несмотря на то, что состоит, например, из общепринятых терминов.
  3. Изменить товарный знак, уменьшив в нём роль проблемного слова или изображения, носящего описательный характер.
  4. Включить проблемные обозначения в товарный знак как неохраняемые элементы.

Последние два пункта – это скорее компромиссы, предполагающие переделку концепции знака и подачу новой заявки на регистрацию. У нас речь пойдёт о первых двух стратегиях, пользуясь которыми вы можете опротестовать решение Роспатента и зарегистрировать знак именно в том виде, в котором хотели. Отметим, что Палата по патентным спорам нередко идёт навстречу предпринимателям и заставляет Роспатент пересмотреть решение. Более трети поступающих в неё возражений принимается. Главное – представить соответствующие доказательства. Какие именно доказательства потребуются, зависит от выбранной стратегии.

Сбор доказательств:

Первая стратегия предполагает сбор доказательств, подтверждающих, что данный товарный знак используется давно, продвигался в ходе рекламных кампаний и, самое главное, у потребителей ассоциируется именно с данной компанией. В качестве доказательств могут выступать:

  1. Информация о рекламных кампаниях с фотофиксацией, видеофиксацией, предоставлением договоров на размещение рекламы именно с данным товарным знаком и т. д.
  2. Данные соцопросов, подтверждающие, что этот товарный знак ассоциируется с компанией.
  3. Любые сведения, подтверждающие длительность использования данного товарного знака, историю компании, связанную с ним.
  4. Публикации в прессе, где компания ассоциируется с регистрируемым товарным знаком.
  5. Доказательства участия в общероссийских или международных выставках под данным ТЗ.

В общем, вам нужно документально подтвердить как можно больше фактов того, что этот ТЗ используется компанией давно, он узнаваем и ассоциируется именно с вами. Если доказательств достаточно, ППС признает приобретённую различительную способность товарного знака.


Вторая стратегия подойдёт в том случае, если знак новый и требуется доказать, что комбинация общеупотребимых слов в нём создаёт новую различительную способность. Здесь уже в качестве доказательств должна использоваться лингвистическая экспертиза, которая покажет, что сочетание двух или нескольких охраноспособных элементов создаёт новую, оригинальную смысловую ценность.

Как подать возражение в ППС:

Возражение подаётся через систему ФГБУ «ФИПС» по этой ссылке. Для подачи потребуется создать профиль на сайте, для чего, в свою очередь, нужна электронная цифровая подпись. За подачу взимается пошлина в размере 9 тысяч рублей.


В электронном заявлении нужно прикрепить квитанцию об уплате госпошлины, а также указать:

  1. Информацию о заявителе (компания или ИП).
  2. Номер заявки на регистрацию ТЗ.
  3. Доказательства наличия у ТЗ различительной способности.

Комиссия ППС соберётся в течение месяца после подачи вами возражения. Вы сможете присоединиться к заседанию по видеосвязи.

Если ППС не встаёт на вашу сторону, можно продолжить борьбу, обратившись уже в суд по интеллектуальным правам.

Поможем доказать различительную способность товарного знака

У нас есть опыт взаимодействия с ППС и судами. Если вам уже отказали, мы готовы помочь вам собрать доказательную базу, провести лингвистическую экспертизу и выйти подготовленными с возражением в Палату по патентным спорам.

Если вы только собираетесь регистрировать товарный знак, мы сразу поможем сделать всё правильно и избежать отказа из-за отсутствия различительной способности и по прочим причинам.

Оставайтесь в курсе всех изменений в законодательстве и нормативных актах
Поделиться в социальных сетях:
Другие новости